8-800-500-52-11

Бесплатно по России

+7(4852)72-62-74

Мессенджеры

+7(939)776-85-77

Заказать звонок

В последнее время значительно возрос спрос на лакокрасочные материалы, используемые для окраски оцинкованных поверхностей. Потребители интересуются, чем можно окрашивать «оцинковку», как правильно подготовить поверхность под окраску, каким способом лучше наносить лакокрасочный материал на оцинкованную поверхность.

Прежде чем углубиться в особенности окраски оцинкованных изделий, давайте разберемся, что же такое «оцинковка», надо ли ее окрашивать и, если надо, то зачем?

Итак, под «оцинковкой», как правило, подразумевают изделия из «черного» металла, покрытые сверху тонким слоем цинка, нанесенного тем или иным способом (горячим, электролитическим цинкованием или термодиффузной оцинковкой). Под «черным» понимается металл, способный к ржавлению, т.е. к образованию окислов и гидроксилов железа (ржавчины) под воздействием кислорода воздуха. Как правило, этот процесс протекает в условиях повышенной влажности, в присутствии «провокаторов» коррозии – растворов солей, кислот, щелочей, промышленных газов и др. При этом профиль оцинкованных изделий может быть различным – от ровных или изогнутых листов до труб и изделий еще более сложной конфигурации.

Для чего проводят цинкование «черного» металла? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить курс школьной химии, а именно – электрохимический ряд активности металлов. Его еще называют «ряд стандартных электродных потенциалов», «ряд напряжений» или «ряд Бекетова». Он характеризует сравнительную активность металлов в окислительно-восстановительных реакциях в водных растворах, т.е. в этом ряду металлы расположены в порядке изменения их химической активности. Проще говоря, чем левее находится металл в электрохимическом ряду активности, тем «охотнее» он будет взаимодействовать с кислородом воздуха.

Безымянный 2.png

Так и цинк (Zn), находящийся в данном ряду левее железа (Fe), будет окисляться (иными словами – «ржаветь») быстрее железа, обеспечивая последнему большую сохранность и долговечность, особенно в условиях, провоцирующих коррозию (влага воздуха, промышленная атмосфера, агрессивные среды).

Окраска оцинкованных поверхностей. 

Но, если цинкование – такой прекрасный способ защиты от коррозии, то зачем тогда еще и окрашивать оцинкованные изделия? Может не стоит влезать в дополнительные затраты, связанные с расходом времени и средств на закупку лакокрасочных материалов, подготовку поверхности под окраску и, собственно, само окрашивание?

Стоит! И причин этому ровно две: одна чисто практическая, вторая – эстетическая. Начнем со второй, как более простой и понятной.

оцинковка ярфаст 0715 химтэк ярославль.JPG

Итак, оцинкованная поверхность имеет серебристо-серый цвет, зачастую неоднородный, с белесыми пятнами, особенно после нескольких лет эксплуатации. Представьте себе такую картину: дачный забор или крыша из оцинкованного профлиста… унылого серого цвета (цвета «хворой мыши», как говаривал старик Хоттабыч в одноименной повести Л. Лагина), или карнизы, отливы и водосточные трубы на вашем загородном «теремке» того же «изумительного» цвета. Представили? Согласитесь, жалкое, душераздирающее зрелище. Чисто эстетически хочется покрасить это серое унылое «убожество» в какой-нибудь оптимистичный, радующий глаз и приятный на вид цвет. И это правильно, даже банальный забор или ворота должны вызывать положительные эмоции, а не навевать тоску и уныние.

Вторая причина носит сугубо практический характер. Цинк, хоть и значительно «продляет жизнь» железу, но, увы, тоже не долговечен. Со временем он окисляется, на поверхности «оцинковки» появляются белесые пятна – т.н. «белая ржавчина» – белый рыхлый налет окисла цинка. В силу своей пористой структуры он задерживает на поверхности оцинкованного изделия капли влаги и другие коррозионные агенты, которые со временем диффундируют (проникают) к поверхности «черного» металла и вызывают процесс коррозии. Так на поверхности «оцинковки» кроме белесых пятен «белой ржавчины» появляются еще и рыжие пятна ржавчины «натуральной», что не добавит Вам от такого зрелища ни эстетической радости, ни оптимизма по поводу долговечности ржавеющей поверхности. Нанесение же на оцинкованную поверхность лакокрасочного покрытия препятствует контакту цинка с кислородом воздуха, влагой и другими агентами коррозии и позволяет продлить срок службы такого изделия в несколько раз. Вот вам и ответ на вопрос «Надо ли красить оцинковку и, если «да», то зачем?».

Теперь перейдем к сугубо практическим вопросам – как подготовить оцинкованную поверхность под окраску, чем и как ее окрашивать?

Начнем по порядку – с подготовки поверхности.

  • Во-первых, если «оцинковка» свежая и гладкая, без слабого налета «белой ржавчины», то лучше ее не красить, а выждать годик-другой. За это время оцинкованная поверхность успеет «состариться», станет шероховатой, что обеспечит лучшую адгезию (иными словами – прилипание) лакокрасочного материала к ее поверхности.
  • Во-вторых, если поверхность оцинкованного изделия «старая», покрыта толстым слоем «белой ржавчины» – окиси цинка, то сразу наносить лакокрасочный материал тоже не рекомендуется. Краска ляжет не на металлический цинк, образующий защитный слой, а на рыхлый, плохо держащийся оксид цинка и, в скором времени, начнет отваливаться вместе с ним. Как проверить, требуется ли избавление от окисла цинка перед покраской? Проведите рукой по оцинкованной поверхности и посмотрите на ладонь – сами поймете. Способ удаления «белой ржавчины» только один – механический. При этом не переусердствуйте, механическая обработка «оцинковки» наждачной бумагой, металлической щеткой или шлифовальной машинкой с «пролетарской ненавистью» может повредить тонкий защитный цинковый слой, и вы окажете себе «медвежью» услугу.
  • В-третьих, если предполагаемая к окраске поверхность имеет следы коррозии, рыхлой пластовой ржавчины – однозначно необходимо избавляться от них, как минимум – до плотно держащейся на металле. То же самое касается следов старого, отслаивающегося и неплотно держащегося лакокрасочного покрытия (если Ваша «оцинковка» уже была когда-то окрашена). Способов удаления ржавчины и старого покрытия два – механический (см. выше) и химический – для удаления очагов коррозии используется модификатор ржавчины (может наноситься на коррозионную поверхность несколько раз до полного исчезновения рыжего «ржавого» цвета, после чего, кстати, необходимо тщательно промыть обработанную поверхность водой и просушить); для удаления старого лакокрасочного покрытия можно воспользоваться смывкой той или иной марки в зависимости от марки применявшейся краски. В любом случае, перед использованием, как модификатора ржавчины, так и смывки необходимо ознакомиться с рекомендациями по их применению.

Затем, независимо от состояния окрашиваемой поверхности, нужно обеспылить и обезжирить ее перед окраской. Обеспыливание можно проводить сжатым воздухом, щеткой или сухой ветошью. Для процесса обезжиривания (удаления тонкого слоя консервационной смазки, копоти, наносных жировых загрязнений, препятствующих адгезии лакокрасочного покрытия к подложке), пользуются, как правило, «дедовским» способом – ветошью, смоченной растворителем. Не рекомендуется для обезжиривания применять такие растворители, как уайт-спирит, нефрас С4 150/200 (заменитель уайт-спирита), керосин. Они даже после испарения могут оставлять на поверхности тонкую жирную пленку, ухудшающую адгезию.

Чем покрасить оцинковку?

И наконец, переходим непосредственно к покраске «оцинковки». Для такой окраски категорически не подойдет «абы какой» лакокрасочный материал, особенно любимые и популярные в народе алкидные, масляные и иже с ними эмали. Даже если краска сначала «ляжет» на оцинкованную поверхность, то со временем все равно начнет вспучиваться, отслаиваться и «слезать».

Строго говоря, вариантов здесь немного: или предварительно загрунтовать «оцинковку» в один слой винильной грунтовкой (например, ВЛ-02) с последующим нанесением на нее любой совместимой с винильными материалами краски (эмали), либо использовать для этой цели грунт-эмаль по оцинковке (например, Ярфаст®-0715). Если было принято решение купить грунт эмаль по оцинковке, то следует помнить, что этот тип лакокрасочного материала может быть использован как основа перед финишной отделкой или как самостоятельное покрытие. Грунтовочный материал наносят строго на чистое и хорошо высушенное основание. Как в первом, так и во втором случае нанесение каждого последующего слоя лакокрасочного материала необходимо проводить с перерывом на межслойную сушку.

Технология окрашивания оцинкованной поверхности рекомендованными выше материалами подробно изложена в статье https://www.himtek-yar.ru/useful/literature/5221/ , поэтому я не буду здесь на ней останавливаться. При окраске оцинкованных поверхностей необходимо учитывать, что материалы на основе олифы или алкидного лака не годятся для окрашивания оцинкованного металла, поскольку высокое содержание кислот или щелочи провоцирует химическую реакцию.

Большие по площади поверхности лучше всего окрашивать пневматическим распылением, если поверхность ровная – можно использовать валик. Для окраски малогабаритных изделий и труднодоступных мест (кромки, углы, стыки и т.п.) предпочтительно использовать кисть.

В заключение остается только добавить, что если Вы прислушаетесь к изложенным здесь советам и рекомендациям, то ваше оцинкованное изделие прослужит намного больше, и долго будет радовать Вас приятным, эстетичным и безупречным внешним видом.

Надёжность
ХИМТЭК
ул.Республиканская, 55/7 150000 Ярославль
ул. Промышленная, д.2е Ярославль
+7(4852) 30-79-97 +7(4852) 30-30-28 +7(4852) 72-64-47 +7(4852) 72-62-74 +7(4852) 31-43-37 himtek@himtek-yar.ru