Грунтовки для железнодорожной техники (ЭФ-065, ХС-059, ЭП-0280, ЭП-057)
Под железнодорожной техникой подразумевается большая и разнообразная группа колесно-рельсовой техники, отличающаяся назначением, условиями эксплуатации и, как следствие, требованиями, предъявляемыми к ее окраске.
К железнодорожной технике относятся: тепловозы, электровозы, электро- и дизель-поезда, железнодорожные пассажирские вагоны, грузовые вагоны, платформы, контейнеры, думпкары, хопперы, цистерны, автомотрисы, мотовозы, дрезины и др.
Железнодорожная техника эксплуатируется в условиях разного климата – от холодного до тропического. При этом наряду с атмосферными воздействиями влиянием подвижной состав может подвергаться влиянию кислот, щелочей, минеральных масел, бензина, ГСМ и др. нефтепродуктов, абразивному воздействию песка и пыли и целому ряду других негативных факторов.
Поэтому окраске подвижного состава и, в частности, выбору лакокрасочных материалов для этой цели придается первостепенное значение.
Для обеспечения защиты металлических поверхностей железнодорожной техники от процесса коррозии под воздействием погодных условий и влиянием коррозионных агентов стадии финишной окраски предшествует процесс грунтования. Наличие грунтовки обеспечивает адгезию последующих слоев ЛКМ к металлической подложке и предотвращает образование ржавчины на поверхности металла в процессе эксплуатации техники. Кроме того, в ряде случаев слой грунтовки служит самостоятельным покрытием.
Особенности грунтовок для железнодорожной техники
Грунтовки для железнодорожной техники должны обладать рядом преимуществ:
иметь отличные физико-механические свойства и, в первую очередь, высокую адгезию к поверхности «черного» металла.
обладать противокоррозионными свойствами;
покрытие грунтовки должно противостоять различным атмосферным воздействиям: резким перепадам температур, влажности, осадкам, влиянию прямых лучей солнечного света (особенно для грунтовок, используемых
в качестве самостоятельного покрытия);
быть совместимыми с большинством эмалей, используемых для окраски подвижного состава;
иметь относительно низкое время высыхания.
Для грунтования железнодорожной техники традиционно используются следующие марки грунтовок:
ВЛ-02 (ГОСТ 12707-77) – винильная фосфатирующая грунтовка, применяется, как правило, для предварительного грунтования металлических поверхностей.
ГФ-021 (ГОСТ 25129-82) – алкидная грунтовка, используется для окраски деревянных вагонов-«теплушек» и деревянных элементов подвижного состава.
УР-0273 В (ТУ 6-27-240-2001) – полиуретановая двухупаковочная грунтовка, применяется для грунтования кузовов железнодорожного транспорта (электровозов, пассажирских вагонов и др.).
ФЛ-03К (ГОСТ 9109-81) – фенольная грунтовка, используется для предварительного грунтования железнодорожной техники перед окраской.
ХС-059 (ГОСТ 23494-79) – сополимерно-винилхлоридная быстросохнущая двухупаковочная грунтовка, применяемая для окрашивания наружных поверхностей железнодорожных цистерн и грузовых вагонов.
ЭП-057 (ТУ 6-10-1117-85) – эпоксидная цинкнаполненная протекторная двухупаковочная грунтовка, предназначена для защиты металлических поверхностей железнодорожной техники от коррозии.
ЭП-0280(6-27-169-2000)– эпоксидная двухупаковочная грунтовка, используется для предварительного грунтования кузовов подвижного состава.
ЭП-0287 (ТУ 6-27-211-2001) – эпоксидная двухупаковочная грунтовка, применяемая для окраски минераловозов, думпкаров и хопперов.
ЭП-0289 (ТУ 6-27-229-01) – эпоксидная двухупаковочная грунтовка, используется для грунтования наружных поверхностей минераловозов, думпкаров и хопперов эксплуатирующихся в условиях агрессивной среды.
ЭФ-065 (ТУ 6-10-435-88) – эпоксиэфирная быстросохнущая грунтовка, применяемая для предварительного грунтования кузовов электровозов, пассажирских вагонов и др. единиц подвижного состава.
Для обеспечения хорошей адгезии грунтовочного покрытия к поверхности металла последнюю необходимо предварительно тщательно подготовить: очистить от рыхлой пластовой ржавчины, удалить пыль, грязь, обезжирить. Если поверхность была ранее окрашена, необходимо удалить остатки непрочно держащегося покрытия механическим или химическим способом и наносить слой грунтовки.